Междугородние и международные пассажирские перевозки автобусом
+7 (929) 05-05-444
+7 (910) 792-47-37

Бухгалтерский учет транспортных услуг: расходы

Бухгалтерский учёт расходов по транспортным услугам построен на рекомендациях Методических указаний Министерства финансов Российской Федерации от 2001г. по бухгалтерскому учету материально производственных запасов, а так же регламентирован его Письмом от 2005г.

Современные нормативные документы органов налогообложения не дают точной информации по бухгалтерскому учёту транспортных услуг и по учету расходов при транспортных перевозках. Примерный перечень таких расходов отображен в Методических указаниях Министерства финансов. На наш взгляд некоторые позиции в этих нормативных актах требуют уточнения. Примером могут служить отнесенные к подобным расходам нормы порчи в ходе транспортировки, недостачи, таможенные платежи.

Практически бухгалтерия при определении и документировании транспортных затрат руководствуется Методическими рекомендациями от 1995 года, которые Роскомторг разработал для торговых организаций. Они являются действующими и разрешены для применения в настоящее время.

Учет транспортных услуг в договоре поставки

Рассмотрим предлагаемые варианты включения в договор стоимости транспортных расходов, которые предусмотрены Министерством финансов:

  • транспортные расходы включаются в первоначальную стоимость товара.
  • получатель одним платежом платит цену за товар плюс возмещение стоимости транспортных расходов (бухгалтерия поставщика учитывает стоимость транспортных услуг как продажные расходы);
  • товар доставляется с отдельной ценой за товар и за транспортные расходы, выделяя в товарной накладной цену за товар и расходы за доставку (подтверждение оплаты отражается в первичных документах). В данном случае получатель платит отдельно за товар и отдельно за доставку (договор предусматривает две составляющие – сделку по продаже товара и договоренность по возмещению транспортных расходов). Отражается в бухгалтерском учете как взаимные расчеты с кредиторами, дебиторами (на 76 счёте) , подобный вариант рассматривается в договоре о посредничестве. При этом налоговые органы не вносят в стоимость товара расходы по его доставке, что приводит к дополнительным трудностям. Это необходимо предусматривать во время проведения учета по бухгалтерии.
  • Составные части стоимости транспортных расходов

    Минфин и Роскомторг рекомендуют в стоимость транспортных услуг включать расходы:

    • оплата транспортных услуг, работ по взвешиванию груза и подачи железнодорожных вагонов;
    • оплата работ по погрузке выгрузке предприятиям-исполнителям и операций по сопровождению грузов (работ по экспедированию);
    • затраты на материалы для оборудования грузовых платформ транспорта, крепления груза (стеллажи, щиты, стойки, растяжки), на защиту от воздействия холода, высокой температуры, дождя;
    • оплата стоимости нахождения груза и его охраны на площадках временного хранения в пределах нормативного времени, закрепленного договорами;
    • вознаграждения за использование складских площадей и подъездных путей.

    Способы бухгалтерского учёта расходов по транспортным услугам часто вводят в заблуждения даже опытных бухгалтеров своим рекомендательным видом изложения. Пересечение положений рекомендуемых и требуемых часто имеет размытую границу и это может привести к ошибке.

    Поэтому, наверное, есть необходимость в целях обеспечения защищенности финансовой составляющей транспортировки грузов обратиться к профессионалам организаций оказывающих услуги по аудиторскому и бухгалтерскому учёту, специализирующихся именно по транспортным затратам. Специалисты, часто сталкивающиеся с финансовыми проблемами транспортных перевозок, более компетентны в этой области.

    Вернуться в раздел новостей.